Ге́йша (яп. 芸者 гэйся?) — девушка (женщина), развлекающая своих клиентов (гостей) японским танцем, пением, ведением чайной церемонии, беседой на любую тему[1]. Название профессии состоит из двух иероглифов: «искусство» и «человек», таким образом означая «человек искусства». Вместе с тем, для обозначения подобных артисток и их профессии, как в японском, так и в остальных мировых языках, включая русский, встречаются и другие наименования. Так, в области Кансай (где расположен Киото — один из крупнейших центров культуры гейш), начиная с реставрации Мэйдзи используются понятия «гэйко»[2] (芸伎), а для ученицы — понятие «майко» (舞妓)[3]. Ученицы токийских гейш называются яп. 半玉 хангёку — «полудрагоценный камень»[4] (их время вполовину дешевле, чем время гейши[5]); также имеется общее наименование яп. お酌 о-сяку — «разливающая сакэ»[6].
Основная работа гейш — проведение банкетов в чайных домах, отелях японского типа и традиционных японских ресторанах, где гейша выступает хозяйкой вечеринки, развлекая гостей (мужчин и женщин). Банкет в традиционном стиле носит название о-дзасики (яп. お座敷?, дословно «комната с татами»)[7]. Гейша должна направлять беседу и способствовать весёлому времяпрепровождению своих гостей, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя при этом своё достоинство.
Традиционно в японском обществе разделяют круги общения, из-за чего жёны японцев не могли присутствовать на банкетах с коллегами, это расслоение породило гейш — женщин, которые не входили во внутренний, семейный круг общения[8]. Уклад жизни гейш и куртизанок был чётко расписан: бо́льшую часть своего времени они, особенно до Второй мировой войны, проводили в городских районах, называемых ханамати (花街 — «город цветов»). Наиболее известными подобными районами являются Гион Кобу, Камиситикэн и Понто-тё, расположенные в Киото, и в которых традиционный образ жизни гейш сохранился более явно[9].
Гейш в современной Японии, даже в Киото, осталось совсем немного: так, если в 1920-е годы по всей стране было более 80 тысяч гейш, то в настоящее время их число не превышает и тысячи, из них в Токио[10] и Киото примерно по трём сотням. Даже посетители Гиона в Киото скорее встретят переодетых в гейш статистов, позирующих для фотографий, или же переодетых туристов, чем настоящих гейш.

Танец гейши

Никто не может не знать о японских гейшах. Они считаются традиционными японскими артистками, чья работа заключается в развлечении своих клиентов разнообразными танцами и пением, беседой, а так же ведением чайной церемонии. В переводе с японского слово гейша означает «человек искусства». А начинающие гейши в Японии именуются «майко».

Токио, Киото и Осака стали центрами распространения этого искусства в XVII столетии, и по наши дни продолжают ими оставаться. Интересно заметить, что первоначально роли гейш исполняли только мужчины, которые были музыкантами и актерами театра кабуки, но позднее эта профессия стала ассоциироваться только с девушками.  Наибольшего распространения культура гейш достигла в XIX веке, когда они были известны как сейчас звезды и были музами для многих художников и поэтов. Именно тогда же были приняты строгие традиции их искусства, которое и до наших дней остается практически в неизмененном виде.

Обычно место работы гейш это разнообразные традиционные японские чайные дома и рестораны, где она выступает в роли хозяйки вечеринки и обязана развлекать гостей-мужчин. В ее обязанности входит направлять беседу и поддерживать хорошее настроение своих гостей, иногда даже с помощью флирта, но при этом не теряя свое достоинство. За свой труд в чайном доме они обычно получают фиксированную почасовую оплату.

Самые искусные, успешные и талантливые гейши умеют играть на разнообразных музыкальных инструментах, а так же танцевать и петь на своеобразных периодически проводимых фестивалях, которые обычно открыты для широкой публики. Эти выступления делают гейшу особо известной и популярной личностью.

Что же касается танца гейши, то его есть очень много разновидностей, но чаще всего он называется Куроками, что в переводе с японского означает черные волосы. Он может исполняться в двух версиях: в стиле нагаута и в стиле дзиута. Хоть и изначально музыка была написана великим композитором Итидзюро Койдэ в стиле дзиута, но самая ранняя его запись все-таки в жанре нагаута.

Данном представлении гейши исполняет роль дочери великого полководца Ито но СукэтикиТацу-химэ, когда ее сердце разбивается из-за Минамото-но Ёритомо, который уходит от нее к Масако Ходзё. Обычно танец гейши исполняется при помощи складного веера «сэнсу» солисткой с черными, как смоль волосами, что в японской поэтической традиции считается непременным символом женской красоты. Они так же должны быть распущенными и высоко поднятыми.

Танец гейши очень лирический. В нем часто говориться о прекрасных черных волосах девушки, которая ждет своего возлюбленного, а ее чудесные волосы со временем покрываются «снегом седины.



танец с веером